Урок на тему «Плауны. Хвощи. Папоротники».
Задачи: познакомить учащихся с особенностями строения папоротников, хвощей и плаунов, с признаками их более высокой организации по сравнению с мхами, с ролью папоротникообразных растений в природе, их практическим значением в жизни человека, охраной данной группы растений.
Оборудование: гербарные экземпляры хвощей, папоротников; таблицы «Строение мха», «Строение папоротника», «Хвощи и плауны».
ТСО: компьютер
I. Проверка знаний.
- Фронтальная беседа.
- Почему мхи называют высшими споровыми растениями?
- Охарактеризуйте понятия: «спора», «гамета», «сперматозоид», «яйцеклетка».
- Индивидуальный опрос.
- Каково строение кукушкина льна?
- Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?
- Какое строение мхов, отличающее их от водорослей, позволяет им расти во влажной почве?
- Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?
- Ответы по карточкам.
II. Изучение нового материала.
- Папоротникообразные – высшие споровые растения. (Рассказ учителя о появлении и господстве папоротникообразных в каменноугольном периоде, об усложнении растений данного отдела по сравнению с мхами с демонстрацией живых растений, гербарных экземпляров, ЭОР- анимации «строение папоротника».)
- Местообитание и особенности строения папоротников, хвощей и плаунов. (Демонстрация ЭОР – слайд – шоу «плауны», «хвощи», «папоротники».)
- Лабораторные работы «Изучение строения спороносящего хвоща», и «Изучение строения спороносящего папоротника». (Работы выполняются по инструктивным карточкам учебника. Их результаты оформляются в рабочей тетради.)
- Значение плаунов, хвощей, папоротников. Папоротникообразные как вымирающая группа растений. Редкие и исчезающие виды папоротникообразных, их охрана. (Беседа с демонстрацией таблиц, на которых изображены папоротникообразные, включенные в Красную книгу.)
- Ископаемые папоротникообразные и образование каменного угля. (Беседа с использованием рисунков учебника, работа с коллекцией «Каменный уголь и продукты его переработки».)
III. Закрепление знаний о многообразии папоротникообразных, их характерных чертах, роли в природе.
- ЭОР – интерактивное задание «Строение хвоща».
- Тест «Признаки папоротников».
Выделите основные признаки папоротников.
1)Все клетки тела одинаковые.
2)Клетки тела разнообразны и образуют ткани и
органы.
3)Есть стебель и листья, корней нет.
4)Есть укороченный стебель и корневище -
подземный побег.
5)По своему внутреннему строению приближается
к цветковым растениям.
6)Размножается с помощью спор.
7)Споры образуются на нижней стороне листа.
8)Половое поколение чередуется с бесполым.
9)Питаются готовыми органическими веществами.
10) Сами создают органические вещества из
углекислого газа и воды за счет энергии света.
11) Клетки не имеют оформленного ядра.
- ЭОР - кроссворд «Мхи и папоротники».
IV. Задание на дом.
Изучить параграф 15 учебника, ответить на вопросы в конце параграфа.