Урок на тему «Плауны. Хвощи. Папоротники».

Задачи: познакомить учащихся с особенностями строения папоротников, хвощей и плаунов, с признаками их более высокой организации по сравнению с мхами, с ролью папоротникообразных растений в природе, их практическим значением в жизни человека, охраной данной группы растений.

Оборудование: гербарные экземпляры хвощей, папоротников; таблицы «Строение мха», «Строение папоротника», «Хвощи и плауны».

ТСО: компьютер

I. Проверка знаний.

  1. Фронтальная беседа.
  • Почему мхи называют высшими споровыми растениями?
  • Охарактеризуйте понятия: «спора», «гамета», «сперматозоид», «яйцеклетка».
  1. Индивидуальный опрос.
  • Каково строение кукушкина льна?
  • Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?
  • Какое строение мхов, отличающее их от водорослей, позволяет им расти во влажной почве?
  • Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?
  1. Ответы по карточкам.

II. Изучение нового материала.

  1. Папоротникообразные – высшие споровые растения. (Рассказ учителя о появлении и господстве папоротникообразных в каменноугольном периоде, об усложнении растений данного отдела по сравнению с мхами с демонстрацией живых растений, гербарных экземпляров, ЭОР- анимации  «строение папоротника».)

 

  1. Местообитание и особенности строения папоротников, хвощей и плаунов. (Демонстрация ЭОР – слайд – шоу «плауны», «хвощи»,  «папоротники».)

 

  1. Лабораторные работы «Изучение строения спороносящего хвоща», и «Изучение строения спороносящего папоротника». (Работы выполняются по инструктивным карточкам учебника. Их результаты оформляются в рабочей тетради.)
  2. Значение плаунов, хвощей, папоротников. Папоротникообразные как вымирающая группа растений. Редкие и исчезающие виды папоротникообразных, их охрана. (Беседа с демонстрацией таблиц, на которых изображены папоротникообразные, включенные в Красную книгу.)
  3. Ископаемые папоротникообразные и образование каменного угля. (Беседа с использованием рисунков учебника, работа с коллекцией «Каменный уголь и продукты его переработки».)

III. Закрепление знаний о многообразии папоротникообразных, их характерных чертах, роли в природе.

  1. ЭОР – интерактивное задание «Строение хвоща».

 

 

 

  1. Тест «Признаки папоротников».

Выделите основные признаки папоротников.

1)Все клетки тела одинаковые.

2)Клетки тела разнообразны и образуют ткани и

органы.

3)Есть стебель и листья, корней нет.

4)Есть укороченный стебель и корневище -

подземный побег.

5)По своему внутреннему строению приближается

к цветковым растениям.

6)Размножается с помощью спор.

7)Споры образуются на нижней стороне листа.

8)Половое поколение чередуется с бесполым.

9)Питаются готовыми органическими веществами.

10) Сами создают органические вещества из

углекислого газа и воды за счет энергии света.

11) Клетки не имеют оформленного ядра.

 

  1. ЭОР - кроссворд «Мхи и папоротники».

 

 

IV. Задание на дом.

Изучить параграф 15 учебника, ответить на вопросы в конце параграфа.

 

© doroshina-sweta

Сделать бесплатный сайт с uCoz